Мы рады анонсировать новый проект в центре «Зрение» — персональную выставку Retina Евгении Тут. Автор исследует особенности восприятия воспоминаний, затрагивая темы мнимости и фрагментарности человеческой памяти. Ссылка на регистрацию: https://zrenieoftalmologia.timepad.ru/event/2967264/ Retina — выставочный проект, который художница создала, погрузившись в контекст пространства и деятельности центра «Зрение». Центральным звеном выставки является большая работа, сделанная специально для проекта на втором этаже, вдохновлённая изучением специальной медицинской литературы и работой врачей-офтальмологов.

Как часто мы доверяем зрению? Как анализируем увиденное, что вспоминаем о нем?

В ходе арт-резиденции Евгения Тут отталкивалась от поиска поверхности, работы с прикладным на стыке научного и визуального. Подобно Кандинскому, трактовавшему свои абстракции через знание о переходе массы в энергию… и поверхность нашлась! retína — сетчатка — внутренняя оболочка глаза — 10-ти слойный ландшафт сокрытого, периферийного, тайного… Ландшафт, схемы которого подчинены правилу Альфреда Коржибски — «Карта не есть территория» — абстракция, выведенная из чего-угодно , или реакция на неё не являются самой вещью. Описание реальности не является самой реальностью, собственно и тем, что мы когда-то видели или запоминали. Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли до нескольких секунд, и дальше только тьма и поле бесконечной интерпретации, подобно Андре Бретону при технике автоматического письма — все происходит так быстро, что сознательное и бессознательное успевают только запомнить инертный образ, а все что было увидено уже исчезло… Сфокусировать зрение и память приобретают одинаково невозможный, лишь фрагментарный характер. Единственный метод собрать полную картину — это сделать шаг назад от клипового и обратиться к Гегелевскому созерцательному, к медленному запоминанию подобно “Мыслителю” Родена. Попытаться создать напряжение мысли, имитируя эйдетическую* память: воспринимать увиденное как воск, а удерживать его как мрамор. Илья Шуринов